Ареал естественного распространения гуппи. Появление гуппи в Европе и России. Первый конкурс гуппи в России. Первая в мире выставка гуппи. Разведение гуппи в России. Выставки-конкурсы гуппи в Москве. Успехи и потери московских и зарубежных селекционеров-гуппистов. Впервые в 1769 году было установлено, что в природе имеются живородящие (точнее яйцеживородящие) рыбы. Среди аквариумистов эти рыбки быстро распространились под несколькими названиями. В 1913 году они получили название Lebistes reticulatus. Родовое название придумал директор Британского музея и его смысловое значение до сих пор неясно, а видовое название reticulata - от латинского слова reticulum - сетка, решетка (за расположение чешуи на теле рыбки), означает "сетчатая". Но после пересмотра в 1963 году (почти через пятьдесят лет) она была отнесена к роду Poecilia. Это - гуппи (Poecilia (Lebistes) reticulata Peters, 1859). А история эта началась еще в 1859 году, когда известный немецкий ихтиолог Вильгельм Петере обнаружил в коллекции, доставленной в Германию из Венесуэлы, первый экземпляр гуппи. Обратив внимание на внешнее сходство своей находки с представителями семейства Пецилиевых (Poecilidae), Петере определил новых рыб как Poecilia reticulala. Спустя некоторое время гостьи прижились в аквариумах, и Петере смог составить описание особенностей и привычек этих прекрасных маленьких рыбок. Двумя годами позже испанец Филиппи нашел таких же красавцев в партии растений и рыб, присланных из Барбадоса. Он также обратил внимание на схожесть рыбок с Пецилиевыми и дал новому виду название Lebistes poecilia.
Ареал естественного распространения гуппи.
А в 1866 году Роберт Джон Лемчер Гуппи, английский священник, занимавшийся сбором геологических проб и растений на Тринидаде (Британская Вест-Индия), прислал несколько экземпляров этих рыб в Лондон в Британский музей ихтиологу Гюнтеру. Альберт К.Гюнтер, тогдашний директор музея, ошибочно предположил, что именно Р.Гуппи является первооткрывателем этого вида, и поэтому в его честь дал рыбкам имя - Girardinus guppy. С тех пор под именем "гуппи", являющимся международным, они и известны миллионам любителям экзотических рыбок. Примерно в 1909 году капитан Д.А. Уипан, собирающий коллекцию для Британского музея, занялся разведением и поставкой в Европу гуппи из Барбадоса, Венесуэлы и Тринидада, а два года спустя во избежание недоразумений дирекция переименовала вид в Lebistes reticulatus (Peters). Тем не менее, имя "гуппи" прочно укоренилось среди специалистов, с удовольствием занимающихся импортом этих неприхотливых рыб, которые с такой легкостью перенесли длительное путешествие из Тринидада в Англию. Так описывает историю о том, как гуппи получила свое имя, X.Аксельрод в книге "Гуппи".
Дикие гуппи - самка и самец.
Исходный, относительно небольшой ареал распространения гуппи включает территорию Гайаны, Венесуэлы, Северной Бразилии и, главное, многочисленных островов Малых Антил - Тринидад, Барбадос, Мартиника и другие, где они обитают в пресной, солоноватой и морской воде. Согласно некоторым сообщениям, гуппи вылавливали и в открытом море - до 50 км от берега. Люди пытались использовать этих рыбок для борьбы с малярийными комарами, поэтому расселяли их и во многих других местах. Некоторые популяции погибли, иные благодаря своей приспособляемости, сопротивляемости и плодовитости акклиматизировались. По этой причине ареал нынешнего распространения огромен. Он включает и некоторые области Южной и Северной Америки, южные штаты США вплоть до Вирджинии, а также Западную Африку, Мадагаскар, Индию, Яву и даже южные государства Европы - Италию, Грецию, Югославию, Испанию и... имеются они, в частности, и в Подмосковье - в местах сброса теплых вод. С начала века в Европу завозились дикие гуппи из разных частей своего ареала. В 1859 году гуппи впервые была описана в научной литературе. В 1909 году гуппи появились в Германии и России, где сразу была начата работа по ее селекции. Первый конкурс гуппи в России состоялся в 1909 году. А уже в 1911 году в Лейпциге и в Петербурге (по другим сведениям - в Москве) были организованы первые в мире выставки гуппи, в которых мог принять участие любой желающий при условии представления 10 самцов собственного развода. С тех пор работа по селекции и изучению частной генетики не прекращалась. К 1957 году и за рубежом, и в нашей стране были разработаны стандарты для большинства форм гуппи, причем наши и западные селекционеры работали независимо друг от друга. И, тем не менее, работа шла довольно успешно, и к середине 50-х - началу 60-х годов были созданы предпосылки для выведения всех современных породных групп и линий гуппи. Первое упоминание в литературе о разведении гуппи в Москве относится к 1915 году. Тогда с гуппи работал профессор Натали, которого за его приверженность к этой рыбке называли "мистером Гуппи". Это был специалист очень высокого класса. Выбракованных им рыб использовал для разведения М.В. Матасов. Он отбирал наиболее окрашенных особей и проводил близкородственное скрещивание. В то время гуппи содержали в стеклянных банках, кормили летом дафниями и циклопами, а зимой - сухими кормами, сдобренными рыбьим жиром. Сейчас трудно представить, с каким племенным материалом тогда работали, но в результате отбора появились гуппи, окрашенные в зеленый цвет. Со временем предхвостье "засветилось", хвостовой плавник приобрел темную окантовку. С 1920 года активно занимался гуппи Павел Николаевич Барто, впервые применивший для их содержания маленькие аквариумы. В то время селекционеры охотно делились племенным материалом, а так как источник был один, то и вся рыба была стандартной как по форме плавников, так и по окраске. Не надо забывать, что энтузиастам-селекционерам тогда приходилось нелегко, особенно в годы гражданской, а затем и Великой Отечественной войны, но они с достоинством выдержали это испытание. П.Н. Барто первый начал отсаживать самок и проводить отбор по качеству потомства. При этом он принимал во внимание не только величину и форму самок, но и их окраску, и интенсивность цвета. Особое предпочтение оказывалось золотым самкам, а также особям "с дымком". Самцы отбирались в зависимости от величины хвостового оперения и сохранении цветовой гаммы. Барто обратил внимание на то, что некоторые самцы имели на хвостовом плавнике отростки - он их называл "пальцами". В дальнейшем из этого племенного материала были получены веерообразные гуппи. С 1930 года начал заниматься гуппи Н.А. Васильев. Особое предпочтение он оказывал круглохвостым гуппи. Взяв у селекционера Б.И. Конева 5-6 самок, Васильев скрестил их с самцами круглохвостых гуппи, привезенных из-за рубежа. После продолжительной селекционной работы были получены гуппи с хорошей формой хвоста и насыщенной окраской. Желтое пятно при скрещивании не пропало. Особенно красиво выглядели черные бархатные "весла" (боковые плавники). Эти гуппи заметно выделялись среди других не только формой плавников, но и насыщенностью окраски. Но мода есть мода, тогда все увлекались веерохвостыми, и главное внимание обращалось на величину хвостового и спинного "оперения". Кроме Васильева, с черными московскими гуппи работали В.П. Дружинин в Москве, селекционеры-гупписты в Ленинграде. К 1955 году московские черные гуппи остались только у Васильева. Стремясь сохранить эту красивую селекционную форму, Николай Арефьевич предлагал многим свой племенной материал. Но тогда все были помешаны на шарфовых гуппи. Одновременно привозили новые селекционные формы из-за границы. Особенно в этом преуспел Сергей Владимирович Образцов. Он тоже увлекался гуппи и выставлял своих рыб на конкурсах. В театре весь его кабинет был заставлен аквариумами. Из Швеции Сергей Владимирович привез так называемых ленточных гуппи американской селекции. По тем временам они были гигантскими, вдвое превышая по величине отечественных. Скрещивая отечественные и зарубежные формы, в дальнейшем удалось получить новые разновидности гуппи. Но еще до этого из собственного отечественного материала у нас были выведены П.И. Чирковым "тупая вилка" очень красивой окраски, М.Т. Крыловым - ковровые с красивым орнаментом на светло-розовом фоне, А.Г. Малиновским - перламутровые и зеленые. Очень велики у гуппи различия между породами, да и в одной породе трудно сыскать двух совершенно одинаковых самцов. Именно за это свойство и любят аквариумисты гуппи. Н.А. Васильев - старейший селекционер, один из организаторов клуба аквариумистов и секции гуппи. Он много сделал для селекции гуппи и других живородящих рыб. Следует отметить, что названия гуппи с разными формами хвостового плавника неоднократно менялись как у нас, так и за рубежом. В последние годы к вуалевым гуппи мы относим только крупноплавничных (веерохвостых, триангель, веерохвостых - остроугольных, юбочных и флагохвостых). Н.А. Васильев относил к вуалехвостым гуппи и вилочных, и ленточных. К 1957 году московские селекционеры уже имели круглохвостых (простых и шарфовых - с большим спинным плавником), копьехвостых (шилохвостых), юбочных (шлейфовых), веерохвостых остроугольных (юбочных), флагохвостых, вилочных с острой ("двойной меч") и тупой "вилками", с нижним "мечом" (если "меч" был длинным, одинаковой ширины на всем своем протяжении и конец его был тупой, гуппи называли ленточными). Наиболее популярные у нас веерохвостые, а за рубежом - триангель (веерохвостые обрезные) были выведены позже. Скорее всего они появились в конце 50-х - начале 60-х годов. Селекция этих двух похожих стандартов в СССР и в Западной Европе шла разными путями: за рубежом стремились к тому, чтобы хвост имел форму треугольника ("триангель" - по-русски "треугольник"), в Москве же добивались того, чтобы все стороны хвостового плавника были слегка закруглены. В феврале 1957 года при Московском областном отделении Всероссийского общества охраны природы была организована секция аквариумистов. И уже в сентябре состоялась первая выставка экзотических рыб и растений. А 12 января 1958 года была проведена первая выставка-конкурс гуппи (в дальнейшем январь стал традиционным временем проведения таких ежегодных выставок-конкурсов). В Москве, в Ботаническом саду, селекционеры представили на суд экспертов своих рыб. В составе первой экспертной группы были Ф.М. Полканов, П.Н. Барто, В.П. Дружинин. Чемпионом конкурса стал вуалевый самец с хвостовым оперением розовато-красного цвета селекционера С.Н. Гуревича. Высокие оценки получили московские шарфовые М.Т. Крылова, шилохвостые муаровые Г.И. Кретова, шлейфовые Н.А. Васильева, шлейфовые С.В. Образцова, вилочные Я.А. Левитеса. Таковы были итоги большой и кропотливой работы, проведенной к тому времени московскими селекционерами. На московских выставках последних лет преобладают веерохвостые и триангель. Крайне редко можно увидеть вилочных с тупыми ("тупая вилка") или острыми "мечами" ("двойной меч"). Таким образом, с начала 60-х годов никаких новых форм гуппи московскими селекционерами, как, впрочем, и за рубежом, выведено не было. Скорее можно говорить о потерях: в аквариумах москвичей сейчас практически нет породных групп (по форме хвостового оперения), для которых в середине 50-х годов были разработаны стандарты. Надо сказать, что в Западной Европе почти все стандарты сохранены. Что касается фоновой окраски, то все эти годы на наших выставках можно было встретить только серых, светлых (иногда их ошибочно называют золотыми) и альбиносов. Синих, настоящих золотых, белых, кремовых и серебристых на наших выставках не было никогда. Оценивая покрывающую окраску, трудно сказать, улучшается она или ухудшается: как и мода на одежду, она постоянно меняется. В результате многие красивые породные группы исчезли (гуппи "московской окраски", "берлинские" и т.д.), а многие появились ("алые", "канадские", "тюлевые", "сетчатые"). К сожалению, покрывающая окраска гуппи очень трудно поддается описанию. Одна и та же рыба выглядит по-разному в зависимости от освещения, настроения и т.п. До середины 60-х годов у нас не делали цветных фотографий аквариумных рыб. Поэтому история развития и изменения покрывающей окраски гуппи практически утеряна. Память аквариумистов - тоже плохой помощник - многое забылось, а что-то, чего в действительности не было, вспоминается как существенное. Но и цветные фотографии, появившиеся позже, не передают окраску самцов такой, какой мы видим ее на выставках. До начала 60-х годов наиболее характерной чертой покрывающей окраски была пестрота. Линии гуппи отличались одна от другой своеобразным сочетанием и размещением черных, малиновых, синих, желтых, серебристых, зеленых, оранжевых, красных золотых пятен разных размеров и форм. Тогда именно окраска была в центре внимания селекционеров. С появлением вуалевых гуппи основное внимание стало уделяться размерам и форме плавников, а требовательность к окраске уменьшилась. В последние годы на выставках самцы гуппи с "пестрым", как мы теперь называем, корпусом стали редки. Их вытесняют гуппи с одноцветными корпусами, получерные, 3/4 черные с одноцветными плавниками. Даже хорошие "ковровые" гуппи стали редкостью. Таким образом, с переносом центра внимания на форму мы стали терять то, что было достигнуто в прошлом. По яркости, насыщенности, чистоте окраски современные не только "пестрые", но и одноцветные гуппи зачастую уступают тем, которые экспонировались на первых выставках. Характеризуя покрывающую окраску большинства породных групп и линий современных гуппи, рядом с эпитетами красный, синий, зеленый и т.д. хочется поставить: серо-, серовато-, грязно- и т.д. Серые тона иногда покрывают корпуса и тех гуппи, которые имеют светлую фоновую окраску. В отдельных линиях светлых гуппи даже фоновая окраска приобрела сероватый оттенок. Их скорее можно назвать светло- или желто-серыми. Хорошо это или плохо покажет будущее. Можно предположить, что мы имеем дело с новым, ранее не замеченным типом фоновой окраски. Чем в дальнейшем удастся "украсить" этот фон? В 1960 году в литературе упоминается о смарагдовых гуппи (ярко-зеленый корпус украшен красивым филигранным рисунком), гуппи Хенеля, получерных и сетчатых (за рубежом их называли леопардовыми). По данным К.Якобса (1969), получерные были получены из леопардовых благодаря мутации. Из получерных несколько позже были выведены 3/4 черные гуппи. И получерные, и сетчатые гуппи имели небольшие хвостовые плавники. У сетчатых серый корпус был украшен филигранным рисунком, а у получерных этот рисунок на хвостовом стебле был "покрыт" черным. И у тех и у других хвостовые плавники украшал тонкий ярко-желтый, выделяющийся на темном фоне, рисунок. Гуппи Хенеля названы в честь американского селекционера, который показал их в 1954 году на международной выставке в Ганновере и занял первые три места. Появление на выставке вуалевых гуппи П.Хенеля произвело такой фурор, что его стали называть "королем гуппи". Справедливости ради надо сказать, что к этому времени у москвичей стали появляться вуалевые гуппи, но они были известны только узкому кругу селекционеров. Поскольку гуппи Хенеля были использованы при выведении многих породных групп, напомним, как они выглядели (теперь их уже нет). Судя по цветным фотографиям, опубликованным Г.Р. Аксельродом и В.Витерном (1957), это серые юбочные и веерохвостые остроугольные гуппи. На фотографиях показано только два типа гуппи Хенеля: один - серый вариант наших одноцветных красных ("алых") гуппи, у которых на грудке и в передней части хвостового плавника просвечивают серые или зеленые пятна; другой - ковровые гуппи с пестрым корпусом и ковровой окраской хвостового плавника, в которой преобладают синие, красные, зеленые цвета. Большое внимание выведению новых пород гуппи уделяли и аквариумисты-гупписты ГДР. Благодаря их усилиям была выпущена серия почтовых марок с изображением разновидностей селекционных пород гуппи.
Сейчас в московских аквариумах много вуалевых гуппи разных пород: тут и хенели, и черные, и различные кобры. Незачем сравнивать породы по красоте, это - дело вкуса. А вот сравнить по условиям содержания необходимо. Из всех существующих у нас пород московские вуалевые - самые сложные. Малейшее упущение в выращивании ведет здесь к браку. Рыбы мельчают, хвосты становятся узкими, обрываются, Так что московская порода - оселок, на котором оттачивается мастерство аквариумиста. Именно поэтому не так просто, не сразу складывалась история породы, тем более что на конкурсах москвичам никогда никаких скидок не делалось. С момента своего появления московские вуалевые претерпели большие изменения. Первоначально мелкие, со слабыми узковатыми хвостами, они с годами обрели крепость, хвосты стали мощными и широкими. Это рыбы средних размеров, хотя и появлялись среди них иногда гиганты. Форма самца изящная, он сравнительно узок, но неизнежен. Предхвостье рубиново- или кроваво-красное, светящееся, оттененное угольно-черной обводкой. Иногда в нем есть оранжево-янтарные, тоже светящиеся мазки. По нижнему краю предхвостья между красным и черным нередко тянется узенькая перламутровая полоска. Второе овальное кроваво-красное пятно лежит кпереди от спинного плавника. На животе, возле основания гоноподия, расположено светящееся зеленое пятно. От глаза параллельно спине на треть длины тела тянется угольно-черная бровка. Прямо под спинным плавником часто расположено круглое черное пятно. Пятно того же цвета в виде фасольки лежит на зеленом пятне, над гоноподием. Хвост у современных форм - угольно-черный, часто с группой серебряных пятнышек у основания. В прошлом случалось, что эти пятнышки расходились по всему хвосту, и он выглядел или серебряным ковровым или ковровым красным. Угол, под которым расходятся лучи хвоста, у хороших самцов не менее 60°. Задний край хвоста может быть "обрезным", то есть в линию с выемкой, или веером. Обрывы, зазубрины и другие дефекты не допускаются. Спинной плавник либо маленький и округлый, серебряный с черными пятнами (иногда черный), либо в виде широкого, свисающего на бок шарфа, окрашенного у самца и бесцветного у самки (вуалево-шарфовые гуппи). Самка по форме изящна. Все плавники у нее бесцветны, допустима только черная точка у основания хвоста. Это описание может служить для породы стандартом. Он призван помочь начинающему понять, что такое московские гуппи, но ни в коем случае не должен мешать селекционеру в поисках новых пятен и новых форм. Можно с уверенностью сказать, что кровь этих гуппи течет в большинстве наших современных породных групп. Таким образом, к началу 60-х годов были созданы предпосылки для выведения всех современных породных групп гуппи. В течение последующих лет вся работа сводилась к улучшению формы плавников и к получению новых вариантов покрывающей окраски. Современные одомашненные гуппи являются результатом многократных скрещиваний особей из разных частей ареала - смесью разных популяций, особенности которых комбинировались путем разведения по линиям и снова отбирались. Длина тела (без хвостового плавника) у диких самцов не превышает 3 см, а самок 6 см. Дикий вид - оливково-серый с разноцветными пятнами на теле и плавниках, хвост округлый. У гуппи различают самцов "карликов" (1-1,5 см), "нормальных" (2,5-3 см) и "гигантов" (3,5-5 см). В аквариумах, особенно крупных и аэрируемых, длина селекционных форм может достигать 7,5-8 см, самцов - до 4-4,5 см, чаще же самки бывают 5,5 см, самцы - 3,5-4 см. В течение восьми десятилетий выведено 13 форм гуппи, отличающихся величиной и формой хвостового плавника и 8 вариантов фоновой (основной) окраски. Если ограничиться только этими двумя признаками, то набирается более ста сочетаний форм и фоновой окраски. Кроме того самцы гуппи различаются по форме спинного плавника и покрывающей окраске, количество которой не поддается учету. За эти более чем 80 лет удалось вывести не меньше разновидностей гуппи, чем разновидностей золотой рыбки за многие сотни лет. Это свидетельствует о вариабельности и неисчерпаемых возможностях этого вида. Современные гуппи в нашей стране представляют собой результат скрещивания и селекции породных групп, выведенных как в СССР, так и за рубежом (теперь уже выведенных как в России, так и в ближнем и дальнем зарубежье).